Версия для слабовидящих
Регистрация

Поиск
Посещаемость сайта

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Методическая копилка

Диагностика детской одаренности

Диагностика

Детскую одаренность можно диагностировать при помощи различных психологических методик. Их можно разделить на интеллектуальные тесты и тесты способностей.

Тесты интеллекта - психодиагностические методики, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития индивида и выявления особенностей структуры его интеллекта. Для диагностики используются:
Групповая диагностика
1.  Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ, для 8-11 классов)
2.   Подростковый интеллектуальный тест (ПИТ СПЧ, для 5-7 классов)
Индивидуальная диагностика
3.   Прогрессивные матрицы Дж.Равена;
4.   Тест Д.Векслера;
5.   Тест Р.Амтхауэра.
Тесты способностей - методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успешность обучения и творчества:
1. Тесты креативности Э.Л.Торренса (приложение 1);
2. Методика диагностики дивергентного мышления (ПМДДМ), направленная на измерение когнитивной составляющей, связанной с креативностью.
        Дополнительная индивидуальная диагностика
1.       Определение ведущей репрезентативной системы;
2.       Определение доминирования полушария мозга;
3.       Определение темперамента и типологию характера;
4.       Изучение уровня тревожности (методика Филлипса);
5.       Исследование самооценки (метод Дембо-Рубинштейн).
Однако о признаках одаренности нельзя судить лишь на основании результатов стандартизованных испытаний. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности, поэтому важную роль в выявлении одаренных детей играют классные руководители, педагоги .

 

Критерии выявления одаренности:


1) активность, динамичность интеллектуальной деятельности;
2)наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях и общеучебных умений и навыков;
3)систематическое самообразование;
4)креативность (умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах);
5)темпераментные особенности;
6)активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и самостоятельность в деятельности).

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает погружение  в культуру функциями системы являются обучение и  воспитание, а  организующим началом – игра.(слёт)

 

III этап - формирования, развития способностей учащихся.

Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках  которого, с одной стороны, происходит   постепенная переориентация   доминирующей     образовательной     парадигмы     с преимущественной трансляцией по созданию условий для комплекса   компетенций,  которые   рассматриваются,   как способности человека    реализовать    свои    замыслы    в    условиях многофакторного   информационного   коммуникационного   пространства.  Исходя из этого,  формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в школе:

- выработка   проектно-исследовательских   навыков   (проектная методика);

- четко определенное с этической точки зрения коммуникативное поле.

Педагогические технологии и методики.

Так как большинство старшеклассников мотивированы на продолжение учебы и  стремятся подготовить себя к профессиональной деятельности, наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и  самореализации учащихся. Это прежде всего технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения   в «малых группах».

1. Технология проблемного обучения. Эта технология  базовая, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение   задач  проблемного   содержания  обеспечивает  высокий  уровень познавательной активности учащихся.

Структура процесса проблемного обучения представляет собой комплекс взаимосвязанных    и    усложняющихся    ситуаций.    Реализуя    технологию проблемного обучения, учитель чаще всего использует проблемные вопросы в форме    познавательной    (проблемной)    задачи.  

Алгоритм   решения проблемной задачи включает четыре этапа:   1)осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно-следственных связей;                      

2) формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения;

3) доказательство     гипотезы,      в     процессе     которого     учащиеся переформулируют вопрос или задание;  

4) общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи являются и выявляются новые  стороны познавательного объекта или явления.

Таким образом, совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения - развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и зависимостей. Это позволяет школьникам приобрести определенный опыт  творческой   деятельности,   необходимый   в   процессе   ученических исследований.

2.Технология проективного обучения.   В основе  системы  проектного   обучения  лежит  творческое  усвоение  школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть  проектирования.  Продукт  проектирования - учебный  проект,  в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад .  Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно ориентированным, а значит позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает  возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.  При   всех  существующих трудностях в  системе  общего  среднего образования  сегодня  открываются  новые  возможности  для развития личности учащегося, и одаренной личности в частности. Программа    предусматривает   целенаправленную   работу   с   одаренными учащимися.          

Ожидаемые результаты:

1.Повышение качества образования основного и дополнительного блока.

2.Изменение шкалы социальных ценностей молодежи нашей школы на увеличение значимости такой категории как «звание».

3.Создать атмосферу позитивного труда, его значимости в жизни человека,   творчества в   противовес распространяющейся наркомании, социальному отрицанию.

4.Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.  

5. Издание исследовательских работ учащихся.    

Заключение.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.