Версия для слабовидящих
Регистрация

Поиск
Посещаемость сайта

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Олимпиадное движение

Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная  в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный  и экономический потенциал города, области и государства в целом.

Одаренный   ребенок   -   это  ребенок,   который   выделяется   яркими,  очевидными,  иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.    

Выявление одаренных детей начинается на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

             Определение одаренных детей:

      °          имеют     более     высокие     по     сравнению     с     большинством интеллектуальные   способности,   восприимчивость   к   учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную  потребность;

      °          испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

      Условно можно выделить три категории одаренных детей:

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих  равных условиях.
  • Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки (подростковый образ).
  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но  обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического  склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем  школьном возрасте).

            

Цели и задачи работы с одаренными детьми

      1)     Выявление одаренных детей.

      Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:

      °  знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы  с  одаренными детьми;

      °    накопление библиотечного фонда

      °    проведение различных внеурочных конкурсов,

      интеллектуальных игр,  олимпиад,     позволяющих     учащимся     проявить   свои способности.

      2)     Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также  способных   детей,   в   отношении   которых   есть   серьезная   надежда   на уверенный скачок в развитии их способностей.

         Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:

 1) отбop,  среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

   2)предоставление возможности совершенствовать способности в совместной     деятельности     со     сверстниками,    научным руководителем, через самостоятельную работу.

                          Обучение одаренных детей

            При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает  проблема чему   и   как   их   учить,   как   способствовать   их    оптимальному развитию. Обучение таких детей должно отвечать их  существенным потребностям.  Одаренные      дети      обладают некоторыми общими  особенностями, которые должны учитывать учебные  программы для них. К  таким особенностям относятся следующие:

$1-     Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений.  Такая  особенность требует широты материала для обобщения.

$1-       Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном   обучении,   и   ей   надо   дать   реализоваться   через самостоятельную работу, задания открытого типа,  развитие необходимых познавательных умений.

$1-        Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения.

            Целенаправленное    развитие  познавательных    процессов    в данной программе поднимает эти способности на  качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.

Обеспокоенность,   тревожность   в   связи   со   своей   непохожестью на сверстников.  Включение в учебную программу аффективного компонента  дает возможность ребенку лучше понять себя и свои переживания и ведет к  понятию себя и других.

            Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут  быть воплощены в разные формы.

           I этап – аналитический — при  выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.

          Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе  очень важно  организовать урочную и внеурочную деятельность как единый   процесс, направленный   на   развитие   таких,   познавательных способностей учащихся,   где     каждый  ученик  мог  реализовать  свои эмоциональные,  физические потребности.

      Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие  сферы деятельности в классах II и III ступени.

        II   этап - диагностический   —   на   этом  этапе проводится      индивидуальная      оценка      познавательных,      творческих  возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.  

      На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам,  сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к  самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой  они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

      На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы («мозговые штурмы»), научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания , диагностика